Задыхаясь внутри общества потребления, все мы, в попытке
заработать что-то, чтобы в конце концов потреблять, так или иначе делимся на
людей, сориентированных на производство или оказание услуг. Полагаю, что большинство
из читающих меня сейчас лишены возможности печать деньги дома и потому, если вообще
втянуты в какое-либо общественно полезное действо, оказывают разного рода
услуги. Во-первых, быть дизайнером, визуальным мерчандайзером, менеджером,
фотографом или социально острым журналистом – это сейчас востребовано: часто
подходит под цвет носков или клатча, совсем не жмет и хорошо пахнет. Во-вторых,
право ну не лить же сталь в доменной печи? Потому, конечно услуги. Или сервис,
как будет угодно.
Возможно, знакомый кому-то довлатовский Боря Головкер, говоря
про сервис, очень тонко балансировал между действительно услугой и хамством. Я,
как человек, оказывающий услуги вот уже четвертый год – за это часто Борю
вспоминаю. И почти столь же часто пытаюсь про себя взвесить оказанные или
полученные мною услуги. Результаты что-то так себе. И я думаю, на это есть свои
причины.
Возьмем для простоты рестораны. Иногда мне кажется, что они
создаются кем-то, кто вчера в город приехал и для кого-то, кто в этом городе не
живет. Если, например, подобрав слюну, окинуть взором рестораны премиального
сегмента – то, я вряд ли сойду за коренного петербуржца. Мало того, что «Индекс
Цезаря» оставляет вопросы, я почему-то почти всегда обязан любить харчо, мамалыгу, шурпу
или самсу. Это великолепные кухни – но сам вектор и его концентрация довольно неоднозначны. Но дело
даже не в этом. Зачастую за серьезно несредние деньги мы получаем что-то очень
среднее и несерьезное, приправленное не самым быстрым сервисом и не самыми улыбчивыми официантами.
Здесь я бы хотел сказать особенно: у меня множество знакомых, работавших или
по-прежнему работающих в ресторанах – более того, я вообще считаю, что официант - это важнейший
человек и в теории крайне уважаемая профессия. Ведь официант это именно тот
человек, который является моим Рубиконом в вопросе «я лучше дома поем» и «eating out». Чаще всего, я не вижу кухни, на которой
варятся мои тальятелли, не знаком с поваром и даже не подозреваю, откуда
ресторатор взял деньги, чтобы заплатить зубодробительную аренду и соорудить
приятный интерьер. Официант – это мой ключик ко всем этим дверцам, и если этот «ключик»
хорошо выглядит, приятно говорит и действительно хочет помочь мне не только
избавиться от грязной посуды, но и привнести в вечер что-то такое, чего я у
себя на кухне не сооружу – я буду готов не видеть кухни, повара и закрыть глаза
на, возможно, не самые прозрачные схемы владельца. Меня вовсе не надо
облизывать и угощать за счет заведения. Я просто хочу заплатить за услугу и всего лишь
прошу мне ее оказать. Очень просто.
Однако, как это часто бывает, сделать просто не так-то
просто. Во-первых, очень часто нас почему-то оценивают: как бы решая, на какой
уровень сервиса мы натягиваем. Иногда, нам немножко подхамливают, и почти
всегда нам попросту не рады – приносят тарелки, забирают счет. В этом, на мой
взгляд, кроется главная проблема, если хотите, всей индустрии оказания услуг.
Для большинства людей, чьим сервисом я за свои деньги остаюсь недоволен, их работа
заключается в механической процедуре «заказ принял – заказ выполнил». Если я
заказываю что-то на asos – мне, пожалуй, этого будет достаточно, хотя и они
умудряются что-то мне порекомендовать и поздравить с покупкой. Но если я иду в
ресторан или прочее «общество», суп из брокколи – наверное, не есть самоцель.
Ведь часто там мы покупаем ощущения, которых там не хватает в обычной жизни
формата #домработа. И именно по этой причине я меняю бесплатную мамину солянку
на менее вкусную за четыреста рублей: чтобы со мной поздоровались, мне
улыбнулись, в конце концов, порекомендовали что-то, что я все равно не закажу.
В противном случае я не вижу во всем этом большого смысла. Давайте честно: в
большинстве ресторанов нам не предлагают чего-то такого, что мы никогда не ели.
Однако мы все равно в них ходим за атмосферой. И если подать вместо
супертарелки суперпорцию экономически нецелесообразно, хотя бы позвольте мне
отвлечься от ее размера и условной недосоленности.
Чуть выше я написал, что «в теории» официант – крайне уважаемая
профессия. На практике так есть за рубежом, где в ресторанах и кафе иногда
работают взрослые дядечки, которые видят в оказании услуг свое призвание и делают
свою работу с радостью. Я очень хорошо знаю, что такое двенадцатичасовой
рабочий день и что такое улыбаться всем неделями и думать про себя где-то очень
далеко. Это непросто, но это именно та работа, которую ты взялся выполнять.
Если тебе сложно быть приятным или воспитанным с каждым – можно ведь пойти на
производство: там совсем не обязательно улыбаться и что-то советовать.
А еще зачастую не самое радушное отношение официантов к
клиентам идет от самих клиентов. Не до конца мне понятное отношение у некоторых
столующихся к официантам на уровене «халдей, федя, молчек» выбивает любую почву
из под ног чаще всего молодых девочек и мальчиков, совмещающих работу и учебу и
никому не сделавших плохо. Когда условный ровесник с атрибутами внешнего
преуспевания начинает тебе «тыкать» или с помощью тебя потешать свое
скудненькое эго, или взрослый человек вместо заказа кофе пытается научить тебя жизни
– это вряд ли заслуживает даже априори
обязательную улыбку. И все же эту улыбку приходится включать в счет.
Независимо от всего вышесказанного, я всегда оставляю чаевые,
потому что считаю это правильным. И мне искренне приятно оставлять чаевые,
когда о правильности этого действия я даже не задумываюсь. Нужно совершенствоваться нам, людям сервис оплачивающим. Нужно совершенствоваться им - людям, за сервис отвечающим. А то пока получается, что Боря
Головкер в целом прав: «Это уже не хамство. Однако все еще не сервис».
K.
Как же я с тобой согласна!
ReplyDeleteНет, в Москве есть заведения, где официанты дружелюбны и улыбчивы, но такие места попадаются довольно редко (и чаще всего средний счет в подобных ресторанах наводит на подозрения о содержании золотой,а не свекольной стружки в салате). Единственное, мне всегда попадаются прекрасные ребята в Старбаксе, несмотря на свою суматошную работу, у них всегда находится улыбка и внимание к каждому посетителю.
А особо обидно становится за наш сервис, когда идешь в даже самое простенькое кафе где-нибудь в Европе. Такое непривычное дружелюбие исходит от официантов (и любых других людей, задействованных в сфере услуг)!
Спасибо) я, напротив, иногда обращаю внимание, что дороговизна места часто негативно коррелирует с любезностью сервиса. Это почти всегда касается бутиков, где для обращения к продавцу нужно сперва пройти негласный имущественный ценз)
DeleteРаботаю официанткой, и вы, черт возьми, правы.
ReplyDeleteЕсли после работы встречаюсь с друзьями, часто слышу «ты чего такая радостная?», а у меня просто после 12ти часов улыбка — выражение лица по умолчанию.
Коля, пишите, пожалуйста, еще!
Спасибо большое, я очень рад, что мои слова не задели людей причастных, боялся этого неверного восприятия.
DeleteБуду стараться, обычно много букв получается)
Полностью согласна, что проблема имеется с обеих сторон. Рабская психология русских людей многих заставляет работать на нелюбимой работе и ничего с этим не делать, ну и сервис у таких людей получается соответствующий. При этом люди желающие потещить свое эго засчет официанта раздражают меня еще больше. Хорошая статья!
ReplyDeleteСпасибо) не знаю про "рабство", но что-то определенно в отношении к людям у нас бывает не так)
DeleteЯ вот тоже работала официанткой и всегда старалась быть приветливой.
ReplyDeleteНо столько слез было пролито!Ужасные попадаются люди(((и приставали и "задевали".При этом я всегда улыбалась и старалась сделать все "как надо".Работать не смогла-моя психика не выдержала,когда гость оказался очень напористым и позволял себе "нарушить границы")))
Стараешься,стараешься,но отдачи никакой почти.К концу дня чувствуешь себя опустошенным человеком с не сходящей с лица улыбкой.
Я привыкла к тому,что люди,которым желаешь доброго дня или предлагаешь что-то,должны отвечать,а не проходить молча мимо с высоко поднятым носом(
Я в целом считаю, что работе в сфере услуг - не для каждого. Определенно есть, что терять и определенно непросто.
DeleteНадеюсь хороших людей Вам встречалось все же больше)
За эмоциями и приятной атмосферой идите в MarketPlace на Невском, где вы столкнетесь с очень небольшим количеством облсуживающего персонала (и при этом добротного персонала) и большим количеством приятной публики и хорошего дизайна интерьера. Я там люблю бизнес думать, и это наверное как раз то, о чем ты пишешь- ходить в ресторации за атмосферой и эмоциями, а не за едой.
ReplyDeleteА насчет персонала- очень рекомендую Marcinelli's, тоже на Невском- там изумительные геи-официанты и наимилейшая хостесс- прям за душу берет)))
А вообще, ребята, очень уютный у вас блок, спасибо!
Привет, Артем) спасибо, что потратил время на скриббл)
DeleteМаркетплэйс очень нравится - одно место чего стоит, но там все же нет официантов как таковых - это же столовая)
В Марчеллис я еще не был, надо спросить у Ули. Наш же любимый официант работает в Евразии на Каменноостровском - человек делает буквально спектакль из подачи роллов) Если чуть более серьезно - то супер сервис в Неспрессо, я был впечатлен. Это касается всего-всего, до деталей.
Коля, ты так замысловато пишешь о таких простых вещах. Приходится очень вдумываться в каждое предложение. Не?
ReplyDeleteЯ не считаю, что это очень простая вещь. Ну или я ее вижу не так и просто.
DeleteМы оставляем на чай, зачастую не задумываясь о том, оказали ли нам вообще услугу, что и как было сделано.
Могу сознаться в капле лишней витиеватости, надеюсь смысл за ней не скрылся)
Согласна с предыдущим анонимом
ReplyDeleteЧто в посте о "шашечках", что в этом посте такая простецкая тема, а он пишет,употребляя такие сложные, а иногда "самодельные" слова, непонятно зачем, да? Может умнее хочет казаться?-)
DeleteА за какими словами вы побежали в словарь?) Тема не бином Ньютона, но все же и не #чтояелназавтрак.
DeleteУ каждого свой стиль, возможно его отсутствие. Спасибо, что читаете, буду работать над слогом.
По-моему тема очень актуальная и написана не таким уж и сожным языком, просто подача немного тяжеловата, много слишком длинных и иногда несогласованных предложений, которые часто повторяют друг друга...всю эту тему можно было раскрыть в гораздо меньшем по объему тексте... приятно видеть вашу адекватную реакцию на критику других людей, это очень важно...удачи вам в следующих постах...
ReplyDeleteпо-моему, самые лучшие официанты в Zoom'е!!!! и в Stroganoff Steak house!)))
ReplyDeleteЗум вообще крутой!)
DeleteА мне наоборот очень понравился слог письма)
ReplyDeleteВы молодец, спасибо за такой интересный пост :)
спасибо большое!)
ReplyDelete